Яндекс.Метрика

Пояснительная записка к законопроекту № 3138-6

Проектом федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - законопроект) предусматривается создание механизма общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставш.ихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Многие положения законопроекта аналогичны положениям Федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", при этом при разработке законопроекта учитывалась специфика организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законопроектом предусматривается, что субъектами общественного контроля в указанной сфере являются общественные наблюдательные комиссии по контролю за обеспечением прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - общественные наблюдательные комиссии), образованные как на федеральном уровне (Федеральная общественная наблюдательная комиссия), так и на уровне субъектов Российской Федерации (региональные общественные наблюдательные комиссии), члены таких комиссий, назначаемые советом Общественной палаты Российской Федерации, а также утверждаемые общественными наблюдательными комиссиями доверенные специалисты (специалисты в области педагогики, психологии, юриспруденции, конфликтологии, медицины, психиатрии).

Законопроектом предусматривается, что Федеральная общественная      наблюдательная      комиссия      будет      оказывать методическую, информационную и организационную помощь региональным общественным наблюдательным комиссиям, обобщать результаты общественного контроля и представлять соответствующие материалы в федеральные органы государственной власти.

Порядок формирования общественных наблюдательных комиссий аналогичен порядку формирования общественных наблюдательных комиссий, определенному Федеральным законом "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".

Участвовать в выдвижении кандидатур в члены общественных наблюдательных комиссий в соответствии с законопроектом, кроме общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, будут также Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам человека и уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

В соответствии с законопроектом Федеральной общественной наблюдательной комиссии предоставляется право направлять своих членов для участия с правом совещательного голоса в работе комитетов и комиссий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Законопроектом предлагается установить порядок и формы оказания содействия, включая материальную поддержку, организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся в таких организациях.

Принятие законопроекта будет способствовать обеспечению гарантий прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также привлечению институтов гражданского общества к решению проблемы обеспечения прав указанных детей и лиц.

Проект федерального закона № 3138-6 "Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (статьи 16-31)

Статья 16.    Прекращение    полномочий    члена    общественной наблюдательной комиссии

1. Полномочия члена общественной наблюдательной комиссии прекращаются при наличии одного из следующих оснований:

1) истечение срока полномочий общественной наблюдательной комиссии, в состав которой он входит;

2) возникновение основания, предусмотренного частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона;

3) обращение члена общественной наблюдательной комиссии к секретарю Общественной палаты с заявлением в письменной форме о выходе из состава общественной наблюдательной комиссии - со дня подачи заявления;

4) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена общественной наблюдательной комиссии либо решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

5) вступление в законную силу решения суда о признании члена общественной наблюдательной комиссии недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) утрата членом общественной наблюдательной комиссии гражданства Российской Федерации либо приобретение гражданства иностранного государства;

7) вступление в законную силу решения суда о признании члена общественной наблюдательной комиссии безвестно отсутствующим;

8) смерть члена общественной наблюдательной комиссии или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

9) решение совета Общественной палаты об отзыве члена общественной наблюдательной комиссии в   связи   с   ненадлежащим исполнением им своих обязанностей, принятое на основании соответствующего обращения общественной наблюдательной комиссии либо руководящего органа общественной или иной негосударственной организации, выдвинувшей кандидатуру данного члена общественной наблюдательной комиссии;

10) прекращение деятельности состава общественной наблюдательной комиссии.

2. Общественная наблюдательная комиссия не позднее чем через три дня со дня принятия решения о прекращении полномочий члена общественной наблюдательной комиссии информирует секретаря Общественной палаты о принятом решении, а также об основаниях досрочного прекращения полномочий члена общественной наблюдательной комиссии, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 1 настоящей статьи.


Статья 17. Формы деятельности общественной наблюдательной комиссии

1.  Основными формами деятельности общественной наблюдательной комиссии являются:

1) посещение организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  для осуществления общественного   контроля   в порядке,  установленном  настоящим  Федеральным законом  и   иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) мониторинг и анализ деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относящейся к обеспечению прав, свобод и законных интересов детей и лиц, находящихся в таких организациях, с привлечением для этого доверенных специалистов;

3) рассмотрение предложений, заявлений и жалоб детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных лиц, которым стало известно о нарушении прав детей и лиц, находящихся в таких организациях;

4) подготовка решений по результатам проведения общественного контроля. Решения общественной наблюдательной комиссии носят рекомендательный характер;

5) направление материалов по итогам осуществления общественного контроля Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченному по правам человека и уполномоченному по правам ребенка в соответствующем субъекте Российской Федерации, в Общественную палату Российской Федерации, общественную палату соответствующего субъекта Российской Федерации, общественные  и иные негосударственные организации, выдвинувшие кандидатуры в члены общественной наблюдательной комиссии, средства массовой информации, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также в иные компетентные государственные органы и их должностным лицам;

6) взаимодействие по вопросам, относящимся к деятельности общественной наблюдательной комиссии, с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченными по правам человека и уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации, общественными палатами субъектов Российской Федерации, общественными и иными негосударственными организациями, средствами массовой информации, общественными наблюдательными комиссиями, образованными в других субъектах Российской Федерации, и другими субъектами;

7)   проведение   публичных    мероприятий      общественных обсуждений, слушаний) по вопросам,   относящимся   к    деятельности общественной наблюдательной комиссии.

2. Общественная наблюдательная комиссия вправе осуществлять взаимодействие с общественными и иными негосударственными организациями, другими юридическими лицами, а также с физическими лицами по вопросам содействия организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям и лицам, находящимся в таких организациях, а также направлять в администрации указанных организаций, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в ведении которых находятся соответствующие организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предложения о совершенствовании их деятельности в области защиты прав, свобод и законных интересов детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Общественная наблюдательная комиссия для реализации цели и решения задач, определенных настоящим Федеральным законом, вправе участвовать   в   иной   деятельности,   не   противоречащей   настоящему Федеральному    закону    и    иным    нормативными    правовыми    актами Российской Федерации.


Статья 18. Полномочия уполномоченного по правам ребенка

Уполномоченный по правам ребенка осуществляет взаимодействие с Федеральной общественной наблюдательной комиссией и с региональными общественными наблюдательными комиссиями.


Статья 19. Полномочия членов общественной наблюдательной комиссии

1. Члены общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля вправе:

1)  посещать организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без специального разрешения и предварительного уведомления администраций указанных организаций, а также любые помещения организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при соблюдении установленных в этих организациях правил внутреннего распорядка;

2) привлекать к проведению общественного контроля в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, доверенных специалистов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

3) беседовать без свидетелей с детьми и лицами, находящимися в организациях для детей-сирот  и   детей,   оставшихся   без попечения родителей;

4) принимать и рассматривать предложения, заявления и жалобы детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав детей в указанных организациях;

5) запрашивать и получать от администраций организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, личные дела и медицинские документы детей и лиц, находящихся в таких организациях, снимать с них копии, а также запрашивать и получать иные сведения и документы, необходимые для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений и обращений общественной наблюдательной комиссии;

6) запрашивать и получать от органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведения и документы, необходимые для осуществления общественного контроля;

7) обращаться в администрации организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в ведении которых находятся организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы прокуратуры, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам обеспечения прав детей и лиц, находящихся в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2.  В случае, если администрация организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отказала члену общественной наблюдательной комиссии в посещении указанной организации, он вправе обратиться в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, в ведении которых находится организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо в органы прокуратуры за содействием.

3.  Члены общественной наблюдательной комиссии для реализации цели и решения задач, определенных настоящим Федеральным законом, вправе участвовать в иной деятельности, не противоречащей настоящему Федеральному закону и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.


Статья 20. Доверенные специалисты

1. Общественные наблюдательные комиссии при осуществлении общественного контроля могут привлекать доверенных специалистов.

2. Доверенные специалисты утверждаются общественной наблюдательной комиссией по представлению членов комиссии в порядке, утвержденном регламентом общественной наблюдательной комиссии.

3. Доверенными специалистами не могут быть лица моложе 23 лет, имеющие неснятую или непогашенную судимость либо признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными.

4. Доверенные специалисты, утвержденные общественной наблюдательной комиссией, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за разглашение ставших им известными при осуществлении общественного контроля сведений о частной жизни детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, конфиденциальной информации о них, в том числе их персональных данных, информации, содержащейся в медицинских документах таких детей и лиц, составляющей врачебную тайну.

5. Общественная наблюдательная комиссия представляет в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления,  в  ведении которых находятся организации для детей- сирот и детей, оставшихся   без   попечения   родителей,   сведения о доверенных  специалистах, включая  сведения   об   их образовании  и основном месте работы.

6. Доверенные специалисты вправе по согласованию с администрациями организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, в ведении которых находятся указанные организации, посещать их совместно с членами общественной наблюдательной комиссии.


Статья 21. Осуществление общественного контроля в психиатрических и психоневрологических организациях

Общественные наблюдательные комиссии  осуществляют общественный контроль  в психиатрических   и психоневрологических организациях:

1)  за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о психиатрической помощи;

2) за организацией питания и обслуживания, условиями пребывания страдающих психическими расстройствами и психоневрологическими заболеваниями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Статья 22. Ограничения деятельности члена общественной наблюдательной комиссии и доверенного специалиста

1.  Член общественной наблюдательной комиссии и доверенный специалист не вправе осуществлять общественный контроль в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если там находится его близкий родственник (дети, усыновленные, внуки).

2. При наличии обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, руководитель организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе в соответствии со своим приказом или распоряжением не допустить члена общественной наблюдательной комиссии или доверенного специалиста в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные приказ или распоряжение член общественной наблюдательной комиссии и доверенный специалист могут обжаловать в вышестоящий орган либо в суд.


Статья 23. Порядок рассмотрения заключений, предложений и обращений общественной наблюдательной комиссии   государственными   органами,  органами местного самоуправления и должностными лицами

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица рассматривают направленные им заключения, предложения и обращения общественной наблюдательной комиссии и информируют ее о результатах  рассмотрения  указанных  заключений, предложений и обращений в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.


Статья 24.    Недопустимость разглашения членами общественной наблюдательной комиссии сведений, ставших им известными при осуществлении общественного контроля

Члены общественной наблюдательной комиссии не вправе разглашать ставшие им известными при осуществлении общественного контроля сведения о частной жизни детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, конфиденциальную информацию о них, в том числе их персональные данные, информацию, содержащуюся в медицинских документах таких детей и лиц, составляющую врачебную тайну.


Статья 25. Порядок оказания содействия организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям и лицам, находящимся в таких организациях

1.   Общественные и иные негосударственные организации, другие юридические лица, а также  физические  лица  оказывают содействие организациям  для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся   без попечения родителей, детям  и лицам,  находящимся  в таких   организациях,   по вопросам    обеспечения  благоприятных  условий  их пребывания    в указанных организациях, создания условий для их социальной адаптации и интеграции в общество. Содействие осуществляется в формах и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Общественные и иные негосударственные организации, другие юридические лица, а также физические лица согласовывают с администрациями организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления, в ведении которых находятся указанные организации, планируемые мероприятия по содействию соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям и лицам, находящимся в такой организации.


Статья 26. Формы содействия организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям и лицам, находящимся в таких организациях

1. Основными формами содействия организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям и лицам, находящимся в таких организациях, являются:

1) участие в работе попечительских советов организаций для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) участие в решении вопросов развития организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, медицинского обслуживания детей и лиц, находящихся в таких организациях, их социального обеспечения и социально-реабилитационного обслуживания, трудового и жилищно-бытового устройства, а также в решении других вопросов;

3) участие в обеспечении гарантий свободы совести и вероисповедания детей и лиц, находящихся в организациях для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) оказание содействия в создании условий для профессиональной ориентации и профессиональной подготовки к трудовой деятельности детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

5) оказание помощи в получении детьми и лицами, находящимися в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общего образования, профессиональной подготовки, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

6) оказание помощи в организации учебно-воспитательного процесса;

7) оказание помощи в организации досуга детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (кружковой деятельности, концертов, выставок, лекций, просмотров кино- и видеофильмов, других культурных, спортивных и просветительских мероприятий), проведении мероприятий по их правовому просвещению;

8) оказание содействия в улучшении библиотечного обслуживания детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации подписки на газеты и журналы, оборудовании спортивных площадок в указанных организациях, обеспечении их спортивным оборудованием и инвентарем;

9) оказание помощи психологической службе организации для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

10)  участие в обучении детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, методам профилактики опасных инфекционных заболеваний, социально-бытовым, коммуникативным и иным навыкам, необходимым для их социальной адаптации и интеграции в общество;

11)  участие в проведении мероприятий по пропаганде законопослушного поведения, здорового образа жизни, а также мероприятий по поддержанию и укреплению социально полезных связей детей и лиц, находящихся  в организациях  для  детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей;

12) оказание помощи в организации дополнительного социального и социально-реабилитационного обслуживания детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по согласованию с администрациями указанных организаций;

13) оказание содействия в поддержании и укреплении связей между детьми и лицами, находящимися в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их родственниками;

14) оказание содействия в обеспечении деятельности соответствующих общественных наблюдательных комиссий;

15) оказание материальной поддержки организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях укрепления их материально-технической базы;

16) иные формы содействия.

2. Общественные и иные негосударственные организации, другие юридические лица, а также физические лица могут участвовать в иной деятельности, направленной на улучшение работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не противоречащей настоящему Федеральному закону и иным нормативным правовым актам Российской Федерации


Статья 27. Оказание общественными и иными некоммерческими организациями, иными юридическими лицами и физическими лицами материальной поддержки организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Общественные и иные некоммерческие организации, другие юридические лица, а также физические лица могут оказывать материальную поддержку организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном настоящей статьей и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Общественные и иные некоммерческие организации, другие юридические лица, а также физические лица при оказании материальной поддержки организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе определять цель использования предоставляемых ими денежных или иных материальных средств. В этом случае с администрацией организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключаются соответствующие договоры.

3.  Общественные и иные некоммерческие организации, другие юридические лица, а также физические лица, оказавшие организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, материальную поддержку в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, вправе получать информацию об использовании предоставленных ими денежных или иных материальных средств. Администрация организации для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязана предоставить информацию об использовании предоставленных ей денежных или иных материальных средств не позднее чем через 30 дней со дня получения соответствующей просьбы.

4. В случае нецелевого использования организацией для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, денежных или иных средств материальной поддержки общественная и иная некоммерческая организация, другое юридическое лицо, а также физическое лицо, оказавшие материальную поддержку, извещают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления, в ведении которых находятся организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные органы проводят проверку и информируют общественную и иную некоммерческую организацию, другое юридическое лицо или физическое лицо о результатах проверки и принятых мерах.


Статья 28. Ответственность члена общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля

Нарушение членом общественной наблюдательной комиссии требований законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 29. Ответственность за воспрепятствование осуществлению общественного контроля

Воспрепятствование должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, в ведении которых находятся организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также администрациями организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлению общественного контроля влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 30. Надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации субъектами осуществления общественного контроля и оказания содействия организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям и лицам, находящимся в таких организациях

Надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации субъектами осуществления общественного контроля и оказания содействия организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям и лицам, находящимся в таких организациях, осуществляет прокуратура Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Статья 31. Заключительные положения

В течение 30 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона секретарь Общественной палаты помещает в "Российской газете" и в периодических печатных изданиях, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых являются органы государственной власти субъекта Российской Федерации, информацию о начале процедуры выдвижения кандидатур членов общественных наблюдательных комиссий. Дальнейшая процедура формирования  состава   общественных   наблюдательных     комиссий осуществляется в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.


Президент Российской Федерации

 

Проект федерального закона № 3138-6 "Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (статьи 1-15)

Вносится Президентом Российской Федерации

Проект № 3138-6


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящим Федеральным законом устанавливаются организационные и правовые основы осуществления общественного контроля за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно находящихся или временно пребывающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети и лица, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), определяются порядок и условия оказания общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями (далее общественные и иные негосударственные организации), другими юридическими    лицами,    а    также    физическими    лицами    содействия организациям   для   детей-сирот   и   детей,   оставшихся   без  попечения родителей, детям и лицам, находящимся в таких организациях.


Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) дети и лица, находящиеся в организациях для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей:

а) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенные под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

б) дети, временно пребывающие в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чьи родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка;

2) доверенные специалисты - лица, обладающие специальными знаниями в области педагогики, психологии, юриспруденции, конфликтологии, медицины, психиатрии и иных наук, привлекаемые для осуществления общественного контроля за обеспечением прав детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей;

3) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

а) государственные и муниципальные образовательные учреждения, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, и иные организации, в которые помещаются под надзор либо в которых временно пребывают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;

б) психиатрические и психоневрологические организации, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа и другие учреждения органов управления образованием, в которых постоянно находятся или временно пребывают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в целях получения ими медицинских, социальных, образовательных или иных услуг.


Статья 3. Правовое регулирование в области общественного контроля за обеспечением прав детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям и лицам, находящимся в таких организациях

Правовое регулирование в области общественного контроля за обеспечением прав детей и лиц, находящихся в организациях для детей-    сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - общественный контроль), содействия организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям и лицам, находящимся в таких организациях, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, иными общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-  сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской   Федерации",   настоящим   Федеральным   законом,   иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.


Статья 4. Основные принципы осуществления общественного контроля, оказания содействия организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям и лицам, находящимся в таких организациях

1. Основными принципами осуществления общественного контроля, оказания содействия организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям и лицам, находящимся в таких организациях, являются:

- приоритет прав и законных интересов детей;

- добровольность, законность, объективность и открытость;

- взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, осуществляющими полномочия по обеспечению прав, свобод и законных интересов детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по обеспечению благоприятных условий их пребывания в таких организациях;

- невмешательство в управление деятельностью организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Оказание содействия организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям и лицам, находящимся в таких организациях, осуществляется по согласованию с администрацией соответствующей организации.


Статья 5. Субъекты осуществления общественного контроля, оказания содействия организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям и лицам, находящимся в таких организациях

1. Общественный контроль в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляют:

1) Федеральная общественная наблюдательная комиссия по контролю за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Федеральная общественная наблюдательная комиссия);

2) общественные наблюдательные комиссии по контролю за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образованные в субъектах Российской   Федерации   (далее  -  региональные     общественные наблюдательные    комиссии)   в    порядке,    установленном    статьей    12 настоящего Федерального закона;

3) члены Федеральной общественной наблюдательной комиссии и региональных общественных наблюдательных комиссий;

4) доверенные специалисты.

2. Содействие детям и лицам, находящимся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляют общественные и иные негосударственные организации.


Статья 6. Цель и основные задачи общественных наблюдательных комиссий за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Общественные наблюдательные комиссии по контролю за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - общественные наблюдательные комиссии) действуют на постоянной основе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Основными задачами общественных наблюдательных комиссий являются:

- содействие осуществлению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

а)         на их устройство в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нахождение в указанных организациях;

б) на пересмотр решения об их нахождении в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях поиска иных форм устройства детей, отвечающих их интересам;

в) на обеспечение благоприятных условий их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитания, образования, всестороннего развития;

г)         на их общение с родителями и другими родственниками, законными представителями и иными лицами, за исключением случаев, если такое общение запрещено законодательством Российской Федерации и (или) не отвечает интересам ребенка;

д) на пребывание в одной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полнородных и неполнородных братьев и сестер или на поддержание по возможности регулярных контактов между ними;

е) на уважение их человеческого достоинства, на свободу совести и вероисповедания;

ж) на обращение в компетентный орган для получения конфиденциальных консультаций по правам ребенка;

з) на направление обращений и жалоб в органы и организации, защищающие права детей;

и) на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты;

к) на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения - права на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

л) на гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;

м) на получение бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на развитие творческих способностей;

н) на охрану здоровья, включая своевременное получение квалифицированной бесплатной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения (при наличии показаний);

о) на отдых и оздоровление, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни;

п) на удовлетворение потребности в общении с родителями и другими родственниками, законными представителями, сверстниками и иными лицами;

р) на получение квалифицированной помощи в обучении, психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

с) на участие в процессе принятия решений, касающихся их лично или условий их пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

т) на получение в доступной форме информации о своих правах, а также о правилах, существующих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых они находятся;

у) на равенство возможностей и защиту от всех форм дискриминации;

ф) иных прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- подготовка предложений, направленных на совершенствование федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации в части, касающейся защиты прав, свобод и законных интересов детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- информирование Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Общественной палаты Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных по правам человека и уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, общественных палат субъектов Российской Федерации по вопросу соблюдения прав, свобод и законных интересов детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3.   Общественные  наблюдательные     комиссии     не     являются юридическими лицами.


Статья 7. Федеральная общественная наблюдательная комиссия

Федеральная общественная наблюдательная комиссия:

- оказывает    методическую,          информационную и организационную помощь региональным общественным наблюдательным комиссиям;

- обобщает результаты общественного контроля и представляет соответствующие материалы в федеральные органы государственной власти;

- осуществляет общественный контроль в случае грубого или массового нарушениях прав, свобод и законных интересов детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- направляет своих членов для участия с правом совещательного голоса в работе комитетов и комиссий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с их регламентами, а также в заседаниях коллегий федеральных органов

исполнительной   власти   в   порядке,   определяемом Правительством Российской Федерации;

- решает иные задачи, предусмотренные настоящим Федеральным законом.


Статья 8. Региональные общественные наблюдательные комиссии

Региональные общественные наблюдательные комиссии:

- осуществляют общественный контроль, включая посещение членами комиссии организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- содействуют осуществлению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- подготавливают решения в форме заключений, предложений и обращений по результатам осуществления общественного контроля;

- содействуют сотрудничеству общественных и иных негосударственных организаций, других юридических, а также физических лиц с администрациями организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской   Федерации,   органами   местного   самоуправления,   иными органами и организациями, осуществляющими полномочия по обеспечению прав, свобод и законных интересов детей и лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению благоприятных условий их пребывания в таких организациях;

- решают иные задачи, предусмотренные настоящим Федеральным законом.


Статья 9. Состав общественных наблюдательных комиссий

Совет Общественной палаты Российской Федерации (далее совет - Общественной палаты) устанавливает численность Федеральной общественной наблюдательной комиссии и численность региональных общественных наблюдательных комиссий для каждого субъекта Российской Федерации.

В составе Федеральной общественной наблюдательной комиссии не может быть менее 15 членов.

В составе региональной общественной наблюдательной комиссии не может быть менее пяти членов.


Статья 10. Регламент общественной наблюдательной комиссии

Регламентом общественной наблюдательной комиссии устанавливается порядок:

- планирования и обеспечения мероприятий общественного контроля;

- проведения заседаний общественной наблюдательной комиссии, а также их периодичность и правомочность;

- рассмотрения вопросов на заседании общественной наблюдательной комиссии;

- принятия и оформления решений общественной наблюдательной комиссии;

- осуществления общественной наблюдательной комиссией иной деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом.


Статья 11. Обеспечение деятельности общественных наблюдательных комиссий

Общественная или иная негосударственная организация, выдвинувшая в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона кандидатуру в состав общественной наблюдательной комиссии, в случае назначения выдвинутой кандидатуры членом общественной наблюдательной комиссии возмещает расходы, связанные с осуществлением его полномочий, и оказывает содействие в материально-техническом    и    информационном    обеспечении     деятельности соответствующей общественной наблюдательной комиссии.

Обеспечение деятельности общественных наблюдательных комиссий может осуществляться также иными не запрещенными законодательством Российской Федерации способами.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают содействие деятельности общественных наблюдательных комиссий.


Статья 12. Порядок формирования общественных наблюдательных комиссий и        наделения полномочиями членов общественных наблюдательных комиссий

1. Не позднее чем за 90 дней до дня истечения срока полномочий общественных наблюдательных комиссий, а также в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, секретарь Общественной палаты Российской Федерации (далее – секретарь Общественной палаты) помещает в "Российской газете" и в периодических печатных изданиях, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых являются органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уведомление о   начале   процедуры   выдвижения   кандидатур   в   состав соответственно Федеральной общественной наблюдательной комиссии и региональной общественной наблюдательной комиссии нового состава.

2. Правом выдвигать кандидатуры в состав общественной наблюдательной комиссии обладают:

1) общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные и иные негосударственные организации, которые имеют государственную регистрацию, осуществляют свою деятельность не менее трех лет со дня их создания и уставной целью или направлением деятельности которых является защита и (или) содействие защите прав и свобод человека и гражданина, участие в решении социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, иные виды деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

2) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации;

3) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

3. Руководящий орган общероссийской либо межрегиональной общественной или иной негосударственной организации, Уполномоченный по правам  человека   в   Российской   Федерации   и Уполномоченный   при  Президенте  Российской   Федерации  по правам ребенка могут выдвинуть не более трех кандидатур в состав Федеральной общественной наблюдательной комиссии.

4. Руководящий орган региональной либо местной общественной или иной негосударственной организации может выдвинуть не более трех кандидатур в состав региональной общественной наблюдательной комиссии, образованной в том субъекте Российской Федерации, где эта организация зарегистрирована.

5. Руководящий орган межрегиональной общественной или иной негосударственной организации может выдвинуть не более трех кандидатур в состав региональной общественной наблюдательной комиссии, образованной в том субъекте Российской Федерации, где эта организация осуществляет свою деятельность.

6. Руководящий орган общероссийской общественной или иной негосударственной организации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам человека и уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации могут выдвинуть не более трех кандидатур в состав региональной общественной наблюдательной комиссии.

7.  Не могут быть допущены к выдвижению кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии общественные и иные негосударственные организации, которым в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" вынесено предупреждение в письменной форме о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, в течение одного года со дня вынесения предупреждения, если оно не было признано судом незаконным, а также общественные и иные негосударственные организации, деятельность которых приостановлена в соответствии с указанным Федеральным законом, если решение о приостановлении не было признано судом незаконным.

8. Не позднее чем через 60 дней со дня опубликования уведомления, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, общественная или иная негосударственная организация направляет секретарю Общественной палаты заявление о выдвижении кандидатуры в состав общественной наблюдательной комиссии. К заявлению должны быть приложены:

1) решение руководящего органа общественной или иной негосударственной организации;

2)нотариально заверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи об общественной или иной негосударственной организации в единый государственный реестр юридических лиц;

3) устав общественной и иной негосударственной организации;

4) информация о деятельности общественной или иной негосударственной организации;

5)сведения о кандидате в члены общественной наблюдательной комиссии, подтверждающие соответствие кандидата требованиям, предусмотренным статьей 14 настоящего Федерального закона;

6) заявление кандидата в письменной форме, подтверждающее его согласие войти в состав общественной наблюдательной комиссии.

9. Секретарь Общественной палаты вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке сведений о кандидате в члены общественной наблюдательной комиссии и выдвинувшей его общественной или иной негосударственной организации, представленных в соответствии с настоящей статьей и статьей 14 настоящего Федерального закона. Указанные органы обязаны сообщить о результатах проверки не позднее чем через 10 дней со дня получения представления.

10.  Совет Общественной палаты не позднее чем через 60 дней со дня опубликования     уведомления,     предусмотренного     частью 1 настоящей статьи, рассматривает заявления и иные материалы, поступившие в соответствии с частью 8 настоящей статьи, и не позднее чем через 80 дней со дня опубликования уведомления принимает решение о назначении члена общественной наблюдательной комиссии либо об отклонении предложенной кандидатуры. О результатах рассмотрения заявлений о выдвижении кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии совет Общественной палаты информирует общественные и иные негосударственные организации либо должностные лица, выдвинувшие соответствующие кандидатуры. Информация о результатах рассмотрения указанного заявления размещается на сайте Общественной палаты Российской Федерации.

11.  Не позднее чем через 10 дней со дня принятия советом Общественной палаты решения о назначении члена общественной наблюдательной комиссии в порядке, определяемом советом Общественной палаты, члену общественной наблюдательной комиссии выдается мандат члена общественной наблюдательной комиссии. Образец указанного мандата утверждается советом Общественной палаты.

12.  Секретарь Общественной палаты информирует федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в ведении которых находятся организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации некоммерческих организаций, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам человека и уполномоченных по правам ребенка в соответствующих субъектах Российской Федерации и общественные палаты соответствующих субъектов Российской Федерации о том, что Федеральная общественная наблюдательная комиссия и соответствующая региональная общественная наблюдательная комиссия сформированы в правомочных составах, а также об изменениях в их составах.

13.   Общественная наблюдательная комиссия считается сформированной в правомочном составе, если назначены не менее двух третей от установленного в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона числа членов комиссии. Заседание общественной наблюдательной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от числа назначенных членов комиссии.

14.     В случае, если общественная наблюдательная комиссия не сформирована в правомочном составе, не менее трех руководящих органов общественных и иных негосударственных организаций, а также должностные лица, указанные в части   2   настоящей   статьи,   вправе обратиться к секретарю Общественной палаты с предложением о дополнительном выдвижении кандидатур в состав Федеральной общественной наблюдательной комиссии либо региональной общественной наблюдательной комиссии. Дополнительное выдвижение кандидатур осуществляется в порядке, установленном частями 1-12 настоящей статьи.

15.  Срок полномочий общественной наблюдательной комиссии составляет три года.

16.  Первое заседание общественной наблюдательной комиссии должно быть проведено не позднее чем через 30 дней со дня ее сформирования в правомочном составе. На первом заседании общественной наблюдательной комиссии утверждается ее регламент, избираются председатель комиссии и его заместитель (заместители).

17.  Полномочия общественной наблюдательной комиссии прекращаются со дня первого заседания общественной наблюдательной комиссии нового состава, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 13 настоящего Федерального закона.

18.  Член общественной наблюдательной комиссии наделяется полномочиями на срок полномочий общественной наблюдательной комиссии, в состав которой он входит.

19. Секретарь Общественной палаты в "Российской газете" и в периодических печатных изданиях, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых являются органы государственной власти субъекта Российской Федерации, помещает:

1)  сообщение о том, что общественная наблюдательная комиссия сформирована в правомочном составе;

2) сообщение о приостановлении либо прекращении деятельности состава общественной наблюдательной комиссии;

3)  сведения о составе общественной наблюдательной комиссии и об изменениях в нем;

4) сведения о месте нахождения общественной наблюдательной комиссии и иную информацию о ней.


Статья 13. Приостановление и прекращение деятельности общественной наблюдательной комиссии

1. Деятельность общественной наблюдательной комиссии приостанавливается советом Общественной палаты с момента утраты общественной наблюдательной комиссией правомочности, установленной частью 13 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также по иным основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В случае неоднократного нарушения общественной наблюдательной комиссией Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации либо систематического  осуществления         комиссией        деятельности, противоречащей ее цели и задачам, определенным настоящим Федеральным законом, совет Общественной палаты вправе принять решение о прекращении ее деятельности.

3. Деятельность общественной наблюдательной комиссии признается советом Общественной палаты прекращенной, если она не сформирована в правомочном составе в порядке, установленном частью 14 статьи 12 настоящего Федерального закона.


Статья 14. Члены общественной наблюдательной комиссии

1.  Членом общественной наблюдательной комиссии может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 23 лет и имеющий опыт работы в области защиты семьи и детства, прав и свобод человека и гражданина.

2.  Членами общественной наблюдательной комиссии не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость либо признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными.

3. Членами общественной наблюдательной комиссии не могут быть сотрудники органов прокуратуры, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления.


Статья 15.    Приостановление полномочий члена общественной наблюдательной комиссии

1. Полномочия члена общественной наблюдательной комиссии приостанавливаются при наличии одного из следующих оснований:

1)   административное задержание члена общественной наблюдательной комиссии на срок более трех часов (в случае, если в отношении его ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, - на время административного задержания);

2)     привлечение члена общественной наблюдательной комиссии в качестве подозреваемого или обвиняемого - с момента фактического задержания его в  качестве    лица,    подозреваемого    в  совершении преступления, до прекращения уголовного преследования в отношении данного лица в связи с отсутствием состава преступления или непричастностью к совершению преступления либо до вступления в законную силу оправдательного приговора суда в его отношении;

3) назначение члену общественной наблюдательной комиссии административного наказания в виде административного ареста - на время административного ареста.

2. Секретарь Общественной палаты и соответствующая общественная наблюдательная комиссия в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, уведомляются в соответствии с частью 4.2 статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 1 настоящей статьи, - в соответствии с частью второй статьи 96 и частью двенадцатой статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение комитета (Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей) о проекте федерального закона № 42197-6

Рассмотрев указанный вопрос, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей р е ш и л:

1. Считать проект федерального закона № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства», внесенный Правительством Российской Федерации, соответствующим части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

2.  Просить Совет Государственной Думы принять следующее решение:

направить законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, в Общественную палату Российской Федерации, в законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы;

назначить Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей ответственным в работе над указанным законопроектом;

установить срок представления в Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей отзывов, предложения и замечаний до                       22 мая 2012 года;

поручить Комитету Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей подготовить указанный законопроект к рассмотрению Государственной Думой в период весенней сессии 2012 года (июнь).

3.  Направить настоящее Решение, законопроект и материалы к нему на рассмотрение Совета Государственной Думы.

Председатель  Комитета                                                        Е.Б. Мизулина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона № 42197-6

Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства" (далее - законопроект) направлен на совершенствование законодательства в части обеспечения эффективной организации работы органов опеки и попечительства по раннему выявлению семей с детьми, находящихся в кризисной ситуации, защите прав детей, проживающих в таких семьях, и сохранению ребенку его родной семьи.

Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, возникающие при осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, а также деятельности по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.

Законопроектом вносятся изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ) и Федеральный закон "Об опеке и попечительстве".

Основная идея изменений, которые вносятся законопроектом в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", заключается в совершенствовании механизмов обеспечения права ребенка жить и воспитываться в семье и предотвращении утраты родительского попечения детьми, проживающими в семьях, находящихся в социально опасном положении.

Целью внесения указанных изменений является совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих создание эффективной системы работы органов опеки и попечительства на всех этапах защиты прав ребенка, начиная с оказания профилактической помощи семьям, находящимся в социально опасном положении, в которых родители препятствуют нормальному воспитанию и развитию детей, отрицательно влияют на их поведение.

СК РФ устанавливает, что органы опеки и попечительства осуществляют работу по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно изменениям, внесенным в пункт 1 статьи 121 СК РФ Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве", на органы опеки и попечительства также возложена защита прав и законных интересов детей в случае, если родители препятствуют их нормальному воспитанию и развитию. Своевременно оказанная органом опеки и попечительства в такой ситуации профессиональная помощь во многих случаях позволит сохранить ребенка в семье и избежать крайних мер в виде ограничения родителей в родительских правах или лишения их родительских прав, как следствие, значительно сократить количество детей, изымаемых из семей.

В соответствии с законодательством Российской Федерации за ребенка, оказавшегося в социально опасном положении, могут отвечать различные организации (органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения), а органы опеки и попечительства подключаются только в момент изъятия ребенка из семьи, когда исправить ситуацию чрезвычайно сложно или практически невозможно.

Право органов опеки и попечительства на социальное вмешательство в семью ограничено крайними случаями, связанными с наличием непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью (статья 77 СК РФ).

В результате значительная категория детей, находящихся в семье, но нуждающихся в профилактической помощи с целью сохранения ребенку его родителей (родителя), остается без необходимой поддержки государства, вследствие чего увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей.

В то же время, как показывает опыт ряда субъектов Российской Федерации, других стран (Великобритании, Финляндии, Италии и других), при своевременной организации профилактической и реабилитационной работы с семьей и оказаний родителям квалифицированной комплексной помощи, изъятия ребенка из семьи и лишения родителей родительских прав можно избежать.

В связи с этим законопроектом вводится новая форма индивидуальной профилактической работы с ребенком, проживающим в семье, находящейся в социально опасном положении, и его родителями (законными представителями), осуществляемой органами опеки и попечительства, - социальный патронат.

Социальный патронат устанавливается органом опеки и попечительства в случае, если по результатам обследования условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего установлено, что родители или иные законные представители несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, и (или) отрицательно влияют на его поведение.

Кроме того, социальный патронат может быть установлен судом при рассмотрении дел об ограничении или лишении родительских прав, если нет достаточных оснований для ограничения или лишения родителей (одного из них) родительских прав.

Работа по социальному патронату будет осуществляться органами опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о необходимости установления социального патроната и утверждаемого этим органом плана организации социального патроната. В связи с тем, что социальный патронат представляет собой определенное вмешательство в семью, его осуществление будет возможно только с согласия родителей (законных представителей) и с учетом мнения несовершеннолетнего ребенка, достигшего 10-летнего возраста.

В случае неустранения обстоятельств, явившихся основанием для установления социального патроната, по завершении установленного срока его осуществления и возникновения соответствующих оснований орган опеки и попечительства будет обязан предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав либо об ограничении их в родительских правах.

Отличие социального патроната от деятельности, которую ведут в настоящее время учреждения органов социальной защиты населения, состоит в том, что не ребенок "механически" перемещается в учреждение, в которое он помещается под надзор, а специалисты, в помощи которых нуждается ребенок и (или) его родители (родитель), получают право и возможность при наличии решения органа опеки и попечительства о необходимости назначения социального патроната проводить реабилитационную работу с проблемной семьей с целью изменения ситуации и предотвращения изъятия из нее ребенка. При этом социальный патронат будет осуществляться на этапе, когда сотрудничество с ребенком и его родителями еще является возможным и эффективным без разрыва семейных отношений.

В рамках социального патроната перед органами опеки и попечительства ставятся следующие задачи:

выявление ключевых причин семейного и детского неблагополучия и наличия у семьи ресурсов и способности для осуществления позитивных изменений в функционировании семьи;

восстановление способности семьи к безопасному воспитанию ребенка, взаимодействию с социальным окружением;

оказание помощи родителям в реализации прав ребенка на образование, отдых, материальное обеспечение и других прав.

С целью реализации органами опеки и попечительства социального патроната планируется проведение следующих мероприятий:

проведение социально-психологической диагностики родителей и других членов семьи;

предоставление социальной и социально-психологической помощи родителям и другим членам семьи;

предоставление комплексной социально-педагогической и медико-психологической помощи ребенку;

осуществление действий, направленных на создание нормальных условий для обучения и развития ребенка, дополняющих действия родителей, в случае если они не могут их осуществлять самостоятельно в полном объеме;

организация и планирование работы с ребенком и родителями различных специалистов (психологов, социальных педагогов, медицинских работников, юристов и других) в соответствии с выявленными проблемами развития ребенка и потребностями семьи в социально-психологической реабилитации, лечении и оздоровлении;

регулярные посещения семьи по составленному органом опеки и попечительства плану;

проведение индивидуальной и групповой работы с родителями, направленной на повышение "родительской компетентности" и развитие навыков позитивного воспитания ребенка, на преодоление травматического опыта и посттравматических состояний, профилактику зависимостей;

предоставление необходимой материальной помощи в период преодоления кризисной ситуации в семье;

правовое сопровождение семьи в случае необходимости защиты жилищных и иных прав ребенка в процессе решения споров по воспитанию ребенка;

осуществление постоянного мониторинга исполнения плана мероприятий по восстановлению функционирования семьи и другое.

Практика показывает, что решение перечисленных задач связано со значительным объемом работы и требует наличия организационных, кадровых, технических и иных возможностей, которыми не всегда в полном объеме располагает орган опеки и попечительства. В связи с этим законопроектом предлагается дополнить часть четвертую статьи 6 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" нормой, предусматривающей возможность осуществления мероприятий по проведению профилактической работы с семьей и ребенком в форме социального патроната не только органами опеки и попечительства, но и организациями, указанными в данной статье, в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. К числу таких организаций могут быть отнесены образовательные организации, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органы управления социальной защитой населения (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей) и другие организации, которые уже в настоящее время осуществляют практическую работу с семьей и детьми и имеют в штатном расписании соответствующих специалистов - психологов, социальных педагогов, юристов.

Реализация указанной нормы на практике позволит уменьшить количество случаев изъятия детей из семьи и утраты ими родительского попечения и, как следствие, преобразовать организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации по профилактике социального сиротства и семейного устройства детей.

Работа по социальному патронату, включая порядок проведения обследования условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего, форму акта о результатах такого обследования, порядок составления плана организации социального патроната и его реализации, будет регламентироваться Положением о социальном патронате, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

С целью сохранения возможности осуществления социального патроната с учетом регионального законодательства, отражающего имеющийся опыт и особенности организации этой деятельности в различных субъектах Российской Федерации, законопроектом предусматривается, что законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные основания признания несовершеннолетнего нуждающимся в установлении над ним социального патроната.

С учетом положений статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации предполагается, что полномочия органов опеки и попечительства по социальному патронату будут осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в пределах объемов средств, предусматриваемых на решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в бюджете субъекта Российской Федерации. Примерная стоимость затрат на осуществление профилактической работы с одной семьей в форме социального патроната в течение года в субъекте Российской Федерации представлена в финансово-экономическом обосновании к проекту настоящего федерального закона.

Кроме того, законопроектом устраняется правовая неопределенность, связанная с наличием статуса органов опеки и попечительства у органов местного самоуправления, наделенных в установленном порядке полномочиями по опеке и попечительству.

В настоящее время в соответствии со статьей 34 ГК РФ, статьей 121 СК РФ, статьей 6 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом в большинстве субъектов Российской Федерации (62 из 83, что составляет почти 75 %) на основании пункта 6 статьи 263 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия по опеке и попечительству переданы законами субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления.

При этом для осуществления деятельности по опеке и попечительству у соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления в случае наделения его полномочиями по опеке и попечительству должен быть статус органа опеки и попечительства (статья 6 Федерального закона "Об опеке и попечительстве"). Без этого статуса указанные органы, в частности, органы местного самоуправления не правомочны исполнять функции органа опеки и попечительства. В настоящее время в нормативных правовых актах Российской Федерации используется единое понятие "орган опеки попечительства", которое с учетом указанных положений статьи 34 ГК РФ, статьи 121 СК РФ и статьи 6 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" формально охватывает только органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

С учетом этого предлагается внести изменения в статью 34 ГК РФ, статьи 77 и 121 СК РФ, статью 6 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", определив, что органами опеки и попечительства являются не только органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но и указанные органы местного самоуправления, что соответствует сложившейся правоприменительной практике.

С целью обеспечения возможности подготовки субъектами Российской Федерации необходимой нормативной правовой и организационно-технической базы для осуществления предусмотренной законопроектом деятельности вступление в силу законопроекта в части, касающейся социального патроната, предусмотрено с 1 января 2013 г.

Принятие законопроекта позволит обеспечить эффективную государственную защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних.

Источник

Проект федерального закона № 42197-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства"

Вносится Правительством Российской Федерации

Проект

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства

Статья 1

Абзац первый пункта 1 статьи 34 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301; 2007, № 1, ст. 21; 2008, № 17, ст. 1756) дополнить предложением следующего содержания: "Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".".

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №  26, ст. 3177; 2003, № 28, ст. 2880; 2004, № 35, ст. 3607; № 49, ст. 4849; 2005, № 17, ст. 1485; 2007, № 30, ст. 3808; 2008, № 30, ст. 3616) следующие изменения:

1) в статье 1:

а) в абзаце седьмом слова "либо жестоко обращаются с ними" заменить словами ", либо жестоко обращаются с ними, либо создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие их нормальному воспитанию и развитию";

б) дополнить абзацем следующего содержания:

"социальный патронат - форма осуществляемой органом опеки и попечительства индивидуальной профилактической работы, направленной на предотвращение утраты родительского попечения путем оказания семье, находящейся в социально опасном положении, социально-педагогической, медико-психологической помощи, помощи в воспитании, развитии, реализации и защите прав несовершеннолетнего.";

2) в статье 5:

а) пункт 1 дополнить подпунктом 15 следующего содержания:

"15) проживающих в семье, находящейся в социально опасном положении.";

б) пункт 2 после слов "профилактическую работу" дополнить словами ", в том числе в рамках социального патроната,";

3) дополнить статьей 82 следующего содержания:

"Статья 82Социальный патронат

1. Социальный патронат устанавливается органом опеки и попечительства в случае, если по результатам обследования условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего, проведенного органом опеки и попечительства в порядке, предусмотренном статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации, установлено, что родители или иные законные представители несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, и (или) отрицательно влияют на его поведение, и при этом отсутствуют достаточные основания для ограничения или лишения родителей (одного из них) родительских прав.

2. В случае письменного обращения родителей (одного из них) или иных законных представителей несовершеннолетнего, а также письменного обращения несовершеннолетнего, достигшего десятилетнего возраста, об установлении социального патроната, обследование условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, проводится органом опеки и попечительства с их согласия. Результаты обследования указываются в акте обследования условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении.

3. При выявлении по результатам обследования оснований для установления социального патроната, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, орган опеки и попечительства издает акт об установлении социального патроната, осуществляемого органом опеки и попечительства в отношении семьи, находящейся в социально опасном положении, и утверждении плана организации социального патроната.

Социальный патронат в отношении семьи, находящейся в социально опасном положении, устанавливается органом опеки и попечительства с письменного согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего и с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего десятилетнего возраста.

План организации социального патроната составляется органом опеки и попечительства индивидуально с учетом особенностей семьи и степени социальной опасности положения, в котором находится семья, в отношении которой установлен социальный патронат.

К составлению плана организации социального патроната органом опеки и попечительства привлекаются образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

План организации социального патроната включает мероприятия, направленные на обеспечение надлежащих условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего в семье, безопасности несовершеннолетнего, ухода за несовершеннолетним, оказание социально-педагогической, медико-психологической помощи семье, помощи родителям или иным законным представителям несовершеннолетнего в его воспитании и обучении, а также иные мероприятия, в том числе реабилитационные, обеспечивающие осуществление работы с семьей в соответствии с выявленными проблемами развития несовершеннолетнего и потребностями семьи.

План организации социального патроната включает срок осуществления социального патроната и порядок мониторинга его исполнения. Непрерывный срок осуществления социального патроната не может составлять более двух лет.

В случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, мероприятия, предусмотренные планом организации социального патроната, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. При рассмотрении судом дел об ограничении или лишении родительских прав в случае, если не установлены достаточные основания для ограничения или лишения родителей (одного из них) родительских прав, суд вправе в интересах несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, вынести решение об установлении социального патроната. В этом случае обследование условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, не проводится. Орган опеки и попечительства издает акт об установлении социального патроната, осуществляемого органом опеки и попечительства в отношении семьи, находящейся в социально опасном положении, и утверждении плана организации социального патроната в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи.

5. В случае сохранения обстоятельств, послуживших основанием для установления социального патроната, орган опеки и попечительства может принять решение о повторном установлении  в отношении семьи, находящейся в социально опасном положении, социального патроната.

В случае возникновения достаточных оснований для лишения или ограничения родителей (одного из них) родительских прав во время осуществления социального патроната или по завершении установленного срока его осуществления орган опеки и попечительства обязан предъявить  иск в суд о лишении родителей (одного из них) родительских прав либо об ограничении  их (его) в родительских правах.

6. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные основания для установления в отношении семьи, находящейся в социально опасном положении, социального патроната.

7. Положение о социальном патронате, включающее порядок проведения обследования условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего, форму акта о результатах такого обследования, порядок и сроки составления плана организации социального патроната и его реализации, утверждается Правительством Российской Федерации.";

4) в подпункте 2 пункта 1 статьи 16 слова "либо остались без попечения родителей или иных законных представителей" заменить словами ", либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, либо проживают в семье, находящейся в  социально опасном положении".

Статья 3

Внести в Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 16; 2007, № 1, ст. 21; 2008, № 17, ст. 1756) следующие изменения:

1) в абзаце втором пункта 1 статьи 77 слова "соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации" заменить словами "изданного им акта";

2) пункт 2 статьи 121 изложить в следующей редакции:

"2. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".

Вопросы организации и деятельности по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются органами опеки и попечительства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Кодексом, иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.".

Статья 4

Внести в статью 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 года
№ 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 17, ст. 1755; 2009, № 29, ст. 3615) следующие изменения:

1) часть 1 изложить в следующей редакции:

"1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут законом субъекта Российской Федерации наделяться полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.";

2) часть 4 после слов "в иных установленных семейным законодательством формах," дополнить словами "по осуществлению мероприятий, предусмотренных планом организации социального патроната,".

Статья 5

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 2 и пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статья 2 и пункт 2 статьи 4 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2013 года.

 

Президент

Российской Федерации

Источник

Проект существует на пожертвования



На форме есть три способа платежа: из кошелька, с банковской карты, с баланса мобильного.

Кошельки на Яндексе:
— отправить перевод смогут владельцы именных и идентифицированных кошельков;
— комиссия берется с получателя, 0,5% от суммы.

Банковские карты:
— заплатить можно с карты Visa, MasterCard, Maestro;
— комиссия берется с получателя, 2% от суммы.

Мобильные телефоны:
— подходят российские номера Билайна, МТС, Tele2;
— комиссия берется с отправителя, сотовый оператор прибавляет ее к сумме платежа. Билайн — 7,95% + 10 рублей, МТС — 10,86% + 10 рублей, Tele2 — 15,86%;
— с одного телефона можно сделать только три платежа в сутки, максимум для каждого — 500 рублей.

Помочь проекту!

Что делать, если к вам пришли забирать детей?

Загрузить Родители обычно не знают всех своих прав. А если и знают, то часто в присутствии "компетентных органов" теряются и уже не могут защитить себя и своих детей самым наилучшим образом. Эта методичка подскажет, как действовать.


во исполнение федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" мы предупреждаем о том, что на сайте может быть информация не предназначенная для лиц возрастом менее 18 лет!

Голосование

Поддерживаете ли Вы введение Ювенальной Юстиции в России?

Участвуйте в движении против ЮЮ! Распространяйте информацию!

Скачайте листовку, распечатайте её и распространяйте везде где можете: в своем подьезде, в школе, в детском саду, на работе, на улице, оставляйте на стойках для бесплатных газет в метро! Не будьте равнодушны к судьбе своих детей и к будущему нашей страны!!!!

Скачать листовку

Помочь проекту

СКАЖИ "НЕТ!" ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В РОССИИ!

Написать письмо протеста в электронном виде:

Президенту РФ

Премьер Министру РФ

Правительство РФ

Гос. Думу РФ

Отправить письмо по почте:

Бланк письма Председателю Госдумы

Бланк письма Президенту

Бланк письма Премьеру

Наши новости на Яндекс:

Ювенальная юстиция в России - Мы против!

Новости портала "Ювенальная юстиция в России - Мы против!"

добавить на Яндекс

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

Родительское Всероссийское Сопротивление:

8 (800) 100-97-24

(звонок бесплатный!)


Центр помощи семьям:

+7 (926) 366-91-01 - Москва

+7 (908) 239-60-33 - Нижний Новгород

Общественный комитет в защиту семьи, детства и нравственности:

+7 (915) 111-02-03

+7 (965) 202-20-28

Ассоциация родительских комитетов и сообществ России:

+7 (985) 182-98-98

Проект нуждается в Вашей помощи:

Кошелек в системе Яндекс.Деньги:

41001419307304

Кошельки в системе WebMoney:

Z272267634083 - Доллары
R178144790674 - Российский рубль
U345030679624 - Украинская гривна
E155077521912 - Евро

Спасибо за оказанную помощь!

Создание и продвижение сайта: 

Logo Dilirium w