Яндекс.Метрика


Реформы неизбежны. Система защиты детей и забота о них требуют усовершенствования (Зеркало (Баку), 01.07.2010)

Автор - А.АХМЕДОВА

Альянс отечественных (азербайджанских) неправительственных организаций по правам детей представил в июле в Комитет ООН по правам ребенка пять альтернативных отчетов о ситуации с правами детей в Азербайджане. Затем в Женеве за закрытыми дверями состоялись обсуждения с участием 18 экспертов. Правительство Азербайджана еще в октябре минувшего года направило в упомянутый комитет отчет о положении детей в стране

http://www.zerkalo.az/2010-07-01/society/10648-npo-prava-deti

Известно, что все правительства и государства включают в отчеты информацию о проделанной работе, достижениях, поднимают вопрос усовершенствования законодательства, при этом стараются как можно дальше обойти проблемы. Об этом говорят и предоставленные по сей день отчеты. Однако озвучивать проблемы - это обязанность гражданского общества, НПО. К подготовке альтернативных отчетов Альянс НПО приступил в июле 2009 года. В работе приняли участие 50 из 80 членов альянса. В документах нашли отражение проблемы, факты, а также рекомендации обществу и правительству.


 

С некоторыми вопросами о ситуации с положением детей в стране с «Зеркалом» поделился национальный координатор альянса Набиль Сеидов.

- Вначале отмечу, что техническую помощь в подготовке отчета оказали действующие в Азербайджане UNICEF, Save the Children, World Vision, Фонд Джорджа Маршалла, Институт Открытое Общество и Верховный комиссариат ООН по правам человека. Однако отчет отражает позицию не международных, а местных НПО, потому что именно местные НПО представляют в Комитет по правам детей ООН альтернативный отчет, свои взгляды, позиции.

В этой связи в Азербайджане подготовлены общий и составленный детьми отчеты. Два других отчета касаются положения детей, имеющих инвалидность, их образования и охраны здоровья. Пятый отчет посвящен ювенальной юстиции.

Основываясь на отчете, могу сказать, что государственная политика в отношении детей в Азербайджане и деятельность в данном направлении осуществляются без должной координации. Поэтому разработка государственной стратегии по развитию всего периода детства была бы очень важна.

На наш взгляд, стратегия должна быть разработана Государственным комитетом по проблемам семьи, женщин и детей. Ведь структура занимается формированием государственной политики в отношении детей. Эта стратегия даст правительству возможность заранее определить деятельность по решению проблем детей на ближайшие семь-десять лет. В этом случае и общество будет знать, какие результаты достигнуты в данной сфере.

- Какие наиболее существенные, требующие немедленного решения проблемы были выявлены в ходе исследования ситуации с положением детей в Азербайджане?

- Я не хотел бы перечислять проблемы по их актуальности или степени важности. Все проблемы, касающиеся детей, требуют своего решения.

Нас очень волнуют проблемы детей с инвалидностью и защита их прав. Азербайджан взял обязательства по защите прав детей-инвалидов, вытекающие из Конвенции по правам ребенка. Азербайджан также ратифицировал принятую ООН в 2007 году конвенцию, касающуюся прав детей с инвалидностью. Стоит отметить, что если в 2005 году в стране насчитывалось 43 тысячи детей, имеющих инвалидность, то в 2010 году их стало уже 56 тысяч.

Наряду со слабой интеграцией в общество детей с инвалидностью актуальным остается вопрос получения образования этой категории детей. Речь идет не о посещении специальных школ. Эти дети должны ходить в обычные детские сады, школы. Министерство образования успешно выполнило программу инклюзивного образования, рассчитанного на 2006-2009 годы. Но хотя сейчас июль 2010 года, никаких работ по продолжению программы нет. Надеемся, что группы и классы инклюзивного обучения откроются во всех детсадах и школах Азербайджана. К сожалению, только около пяти тысяч детей с инвалидностью из 20 тысяч, которых можно привлечь к учебе, получают образование в детсадах и школах.

Еще одна наболевшая проблема заключается в том, что совершившие противоправные действия дети не на должном уровне защищаются адвокатами. В Азербайджане адвокатов мало, уровень профессионализма не высок. Самое главное - нет специализирующихся на детских правонарушениях адвокатов. А это является помехой надежной и эффективной защите детей на судах.

Переступивших закон детей можно наказывать менее строго. Суровое наказание не единственный путь исправления детей. Однако проблема заключается в отсутствии центров социальной реабилитации детей, нарушивших закон. По этой причине невозможно прибегнуть к внесудебным альтернативным мероприятиям. К примеру, суд не лишает ребенка свободы и принимает решение о его привлечении к воспитательным мероприятиям. Но остается открытым вопрос: а где осуществить эти самые воспитательные мероприятия? Необходимо безотлагательное принятие закона «О ювенальной юстиции».

Хотя правительство предпринимает шаги в этом направлении, рано говорить о конкретных делах. Альянс НПО по правам детей подготовил два интересных проекта, которые могут стать базовыми при принятии закона «О ювенальной юстиции». Созданы Клиника прав ребенка и Центр социальной реабилитации детей и юношей. Мы ведем работу не только с ребенком, но и с его семьей. На мой взгляд, деятельность клиники и центра станет отличной базой для принятия закона.

- Есть ли надежда на скорое принятие закона?

- Обсуждения вопpоса на международном и госудаpственном уровне, заседания правительства и Милли Меджлиса дают нам основание ожидать скорейшего принятия закона. Предлагается несколько вариантов решения ряда технических вопросов законопроекта. Дело в том, что в районах могут возникнуть трудности с учреждением ювенальных судов. Мы предлагаем создавать такие суды не в каждом районе, а по регионам, которые охватывали бы 10-12 районов. Существуют и иные варианты. Можно создавать не ювенальные суды, а готовить ювенальных судей. Специализирующиеся в этой сфере адвокаты смогут снизить судебные расходы и содействовать ускорению судебных процессов. Таким образом, с меньшими расходами можно приступить к осуществлению ювенальной юстиции.

- Что вы намереваетесь довести до внимания правительства, общества посредством пяти отчетов?

- Во-первых, хочу обратить ваше внимание на один вопрос. Цель отчета заключается не в том, чтобы покритиковать кого-то, навредить кому-то. Наоборот. Мы стремимся донести до общества, правительства и международных структур реальную ситуацию с положением детей в стране, которую обрисовали в тесном контакте с детьми работающие НПО и центры на общинной основе.

Что касается того, что мы хотим сказать правительству. Ничего нового: система защиты детей и заботы о них должна быть подвергнута усовершенствованию, реформированию. Решением Кабинета министров при Министерстве образования создано управление по деинституционализации и защите прав детей. Было бы хорошо, если бы соответствующие отделы действовали во всех районах. Или же усовершенствована структура действующих при местной исполнительной власти комиссий по работе и защите прав несовершеннолетних. Это может послужить скорейшему и комплексному решению проблем в сфере защиты прав детей.

Исследования показывают, что проблемы детей многосторонни. Государственные структуры - министерства здравоохранения, образования, труда и социальной защиты населения, внутренних дел, Государственный комитет по проблемам семьи, женщин и детей - каждый на своем уровне ведут нескоординированную работу с детьми. Если госструктуры не будут действовать сообща, то решение проблем будет носить временный характер. Надо создать информационный банк, в котором следует собрать сведения о работе госструктур с детьми, которые нуждаются в особой опеке. Госструктуры должны, действуя сообща, стремиться к выполнению возложенных на них обязанностей. Самое главное - сотрудничество с НПО не должно находиться на втором плане.

Как представитель Альянса НПО заявляю, что проделанная правительством Азербайджана работа достойна одобрения. В то же время следует отметить, что немало еще предстоит сделать. Госстpуктуpам важно тесное сотрудничество с НПО.

- То есть вы говоpите о государственном социальном заказе. А на что должны обращать внимание НПО при его выполнении?

- Дело в том, что местные НПО оказывают услуги разного плана. У нас есть оснащенные оборудованием центры и гpамотные специалисты, работающие в них. Международные и местные доноры потратили немало сpедств на подготовку этих специалистов. Самое главное - НПО имеют тесные связи с населением, семьями и детьми на территориях, где они работают. Между ними установилось взимопонимание, население верит этим организациям, сотрудникам. Если госструктуры отдадут предпочтение НПО, от этого выиграет и бюджет.

Европа нашла решение проблемы еще в 70-х годах прошлого века. В Великобритании, к примеру, невозможно, чтобы госструктуры работали с детьми в изоляции от общества. Сегодня в этой стране 50% услуг оказывает государство. Оставшаяся часть возложена на НПО, общественные организации, а в ряде случаев - и на частный сектор. В результате снизились расходы государства, охвачены вниманием дети, живущие в провинциях.

Если правительство само будет выполнять социальные заказы, то оно столкнется с большим объемом работы, огромными затратами. Все придется начинать с нуля. Безусловно, это означает проигрыш во времени и качестве. НПО выставляют готовую продукцию. Если будет господдержка, то НПО могут повысить качество предоставляемых услуг. Из бюджета государства выделяются средства на выполнение тех или иных социальных заказов. При этом НПО изыскивают дополнительные средства, что экономит деньги государства.

Государство может оставить за собой функции контроля, мониторинга за качеством услуг, как это делается в европейских странах. При государственном заказе возрастет конкуренция среди НПО, претендующих на него. А это приведет к улучшению качества.

- Однако для этого правительство должно внести изменения в соответствующую политику...

- Конечно. Ряд шагов в этом направлении уже предпринят. К примеру, есть Концепция государственной поддержки НПО. Учрежден Совет помощи НПО. Министерство молодежи и спорта, а также другие министерства активно привлекают НПО к участию в решении различных проблем. Но эту работу необходимо развивать.

НПО обладают опытом оказания социальных услуг. Необходимо провести исследование, анализ приведения механизмов в соответствие с условиями Азербайджана. Альянс НПО по правам ребенка изучил международный опыт в этой связи и разработал пакет предложений. Для тесного сотрудничества правительства и НПО необходимо принять закон «О социальном заказе», внести изменения в Семейный кодекс, закон «О НПО». Однако социальный заказ может быть урегулирован и внутренними инструкциями министерств и иными документами.

Коментарии:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Проект существует на пожертвования



На форме есть три способа платежа: из кошелька, с банковской карты, с баланса мобильного.

Кошельки на Яндексе:
— отправить перевод смогут владельцы именных и идентифицированных кошельков;
— комиссия берется с получателя, 0,5% от суммы.

Банковские карты:
— заплатить можно с карты Visa, MasterCard, Maestro;
— комиссия берется с получателя, 2% от суммы.

Мобильные телефоны:
— подходят российские номера Билайна, МТС, Tele2;
— комиссия берется с отправителя, сотовый оператор прибавляет ее к сумме платежа. Билайн — 7,95% + 10 рублей, МТС — 10,86% + 10 рублей, Tele2 — 15,86%;
— с одного телефона можно сделать только три платежа в сутки, максимум для каждого — 500 рублей.

banner_b24_180x350.gif

Помочь проекту!

Что делать, если к вам пришли забирать детей?

Загрузить Родители обычно не знают всех своих прав. А если и знают, то часто в присутствии "компетентных органов" теряются и уже не могут защитить себя и своих детей самым наилучшим образом. Эта методичка подскажет, как действовать.


во исполнение федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" мы предупреждаем о том, что на сайте может быть информация не предназначенная для лиц возрастом менее 18 лет!

Голосование

Поддерживаете ли Вы введение Ювенальной Юстиции в России?

Участвуйте в движении против ЮЮ! Распространяйте информацию!

Скачайте листовку, распечатайте её и распространяйте везде где можете: в своем подьезде, в школе, в детском саду, на работе, на улице, оставляйте на стойках для бесплатных газет в метро! Не будьте равнодушны к судьбе своих детей и к будущему нашей страны!!!!

Скачать листовку

Помочь проекту

СКАЖИ "НЕТ!" ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В РОССИИ!

Написать письмо протеста в электронном виде:

Президенту РФ

Премьер Министру РФ

Правительство РФ

Гос. Думу РФ

Отправить письмо по почте:

Бланк письма Председателю Госдумы

Бланк письма Президенту

Бланк письма Премьеру

Наши новости на Яндекс:

Ювенальная юстиция в России - Мы против!

Новости портала "Ювенальная юстиция в России - Мы против!"

добавить на Яндекс

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

Родительское Всероссийское Сопротивление:

8 (800) 100-97-24

(звонок бесплатный!)


Центр помощи семьям:

+7 (926) 366-91-01 - Москва

+7 (908) 239-60-33 - Нижний Новгород

Общественный комитет в защиту семьи, детства и нравственности:

+7 (915) 111-02-03

+7 (965) 202-20-28

Ассоциация родительских комитетов и сообществ России:

+7 (985) 182-98-98

Проект нуждается в Вашей помощи:

Кошелек в системе Яндекс.Деньги:

41001419307304

Кошельки в системе WebMoney:

Z272267634083 - Доллары
R178144790674 - Российский рубль
U345030679624 - Украинская гривна
E155077521912 - Евро

Спасибо за оказанную помощь!

Создание и продвижение сайта: 

Logo Dilirium w